Маршрут: Россия (Петербург) – Финляндия – Швеция – Германия – Австрия – Италия – Швейцария – Германия – Дания – Швеция – Финляндия – Россия (Петербург).
Время в пути – 10 дней.
Мы решили, что путешествие на машине позволит нам увидеть больше достопримечательностей, чем обычная туристическая поездка. Планируя отпуск, мы рассматривали два варианта. Первый – доехать на машине до Финляндии, оставить машину на платной стоянке в аэропорту Хельсинки и оттуда самолетом дисконтной авиакомпании полететь, например, в Испанию, или купить какой-нибудь другой тур. И второй – проехать на машине всю Европу до Италии и отдыхать там.
Следует отметить, что я ничего не планировала заранее, не разрабатывала маршрут, не бронировала номера в отелях. Я почитала в Интернете рассказы о подобных поездках и поняла, что, получив Шенгенскую визу, путешествовать по Европе легко, снять номер в отеле, будучи уже на месте, не составляет никакого труда, европейские дороги безопасны и т.д. Единственное, что меня смущало, – невозможность заранее определить, в какую сумму обойдется наше путешествие.
Мы посмотрели на карту, рассчитали расстояние до Италии, прикинули, какое количество бензина и денег нам понадобится. Мы решили, что по дороге нигде ночевать не будем, кроме как на пароме, а потом уже в Италии. В день отъезда мы купили путеводитель по Европе. И уже в Финляндии – хороший атлас дорог Европы, который помог нам ориентироваться на трассе. На этом подготовка к путешествию закончилась.
Оглядываясь назад, единственное, что бы я изменила, – взяла бы с собой GPS-навигатор. Он стоит сейчас не слишком дорого, а ориентироваться с его помощью все-таки гораздо удобнее, чем с помощью карты. Нужно планировать маршрут, чтобы иметь возможность бронировать места в отелях заранее.
Приехав в Финляндию, мы выяснили, что в это время – конец июля – все туры и билеты на рейсы дисконтных авиакомпаний раскуплены на много дней вперед. Поэтому мы купили билет на паром Silja Line и отправились в Швецию. Оттуда, уже на машине, мы поехали в Данию. На пути в эту страну мы впервые встретились с таким явлением, как платные дороги: чтобы попасть в Данию, нужно преодолеть два моста, плата за проезд по каждому из них составляет 30 евро.
Следует отметить, что в течение всего путешествия у нас не было проблем с информацией. В любой европейской стране есть информационно-туристические центры, где легко получить информацию о достопримечательностях того или иного города, информационные буклеты, карты. Кроме того, карту города можно взять и на reception отеля. В основных туристических местах немецких и итальянских городов, как правило, продаются путеводители на русском языке.
Мы провели некоторое время в Копенгагене и отправились дальше. Следующей страной на нашем пути стала Германия. Здесь отличные дороги, на которых можно развивать скорость и до 200 километров в час, ночная езда вполне безопасна. Однако если на автобане происходит ДТП, то перекрывают все, и поэтому собираются огромные пробки длиною в несколько километров.
Утром следующего дня мы были в Мюнхене, погуляли по городу несколько часов и отправились дальше.
Внутри зоны Шенгенского соглашения на границах нет привычных нам контрольно-пропускных пунктов (иногда можно увидеть их заброшенные здания), там не останавливают для проверки документов, досмотра багажа и т.п.
К вечеру второго дня мы прибыли в Верону. Следующие шесть дней путешествовали по Италии. На ночь останавливались в приличных, хотя и недорогих отелях. Стоимость двухместного номера в разных городах колебалась от 55 до 80 евро. Найти свободные места, как правило, можно без проблем. Только один раз мы потратили на поиск гостиницы около трех часов – это было в Виа Реджио. Это курорт, на который сами итальянцы часто приезжают на выходные. А до Виа Реджио мы как раз и добрались к концу недели, поэтому и возникли сложности с гостиницей.
По своему опыту могу сказать, что в Италии хорошие автомагистрали – автобаны (в основном платные, въезд и выезд только через шлагбаум). Шоссе, пролегающие через населенные пункты со светофорами и перекрестками, бесплатные.
На карте специального обозначения платных дорог нет. Можно, конечно, попытаться сэкономить и объезжать платные дороги, если есть такое желание. Мы попробовали так сделать один раз. Объезд оказался узкой горной дорогой. После этого случая мы больше не пытались экономить на дорогах.
Наш обратный путь проходил через Швейцарию. Как выяснилось, Швейцария не входит в Шенгенскую зону, однако нас пропустили. Потом мы выяснили, что могли и не пропустить. Впрочем, скоро эта проблема отпадет сама собой – с 1 января 2007 года Швейцария присоединяется к Шенгену. На въезде в страну мы заплатили 30 евро за пользование дорогой.
Обратно, когда мы ехали через Швецию, мы очень торопились, потому что у нас был билет на паром, отходивший в 9 утра. И тут у нас стал заканчиваться бензин. Все заправки, которые нам попадались по дороге, – автоматические. Нужно платить либо карточкой (а я забыла ПИН-код), либо шведскими кронами, в то время как у нас были только евро. Вывод: либо нужно иметь кроны, либо не забывать ПИН-код. Нам повезло. Около четырех часов утра на окраине какой-то деревни нам встретился велосипедист, который согласился обменять евро на шведские кроны, как выяснилось позднее, по не слишком выгодному курсу. Но мы все-таки успели на паром и благополучно вернулись в Петербург.
В целом наши расходы в течение всего путешествия составили около 2200 евро, из них около 700 – траты на бензин, он в Европе достаточно дорогой. Мы проехали примерно 7 тыс. км. Стоимость парома туда и обратно составила 337 евро (с провозом автомобиля и каютой на двух человек без питания).
В Швецию мы ехали на ночном пароме, обратно – на утреннем. Последний заметно дешевле. В первый день нам не удалось купить места в каюту, а на сидячих всю ночь мы ехать не хотели. Поэтому еще сутки мы провели в Финляндии. Вывод: если все планировать заранее, билет на паром имеет смысл купить в Питере. Что еще важно помнить? В европейских городах практически все парковки платные. Средняя стоимость часа парковки – 1 евро. Штрафы на парковку в неположенном месте довольно существенные. Так, в Финляндии нас оштрафовали на 40 евро.
Бесплатные паркинги (я бы даже назвали их «отстойниками») есть, как правило, только на крупных автомагистралях, часто возле заправок. Они предназначены для того, чтобы, люди, путешествующие на автомобиле, могли съехать с трассы, отдохнуть, поспать в машине пару часов. Останавливаться на них совершенно безопасно, даже в ночное время.