Маршрут: Россия (Петербург) – Финляндия – Германия – Чехия – Австрия – Италия – Австрия – Германия – Россия (Петербург). Время в пути – 18 дней.
Несмотря на то что путешествие наше было запланировано на конец мая текущего года, готовиться к нему мы начали еще зимой – прорабатывать маршрут, искать интересные места, которые можно было бы посетить, планировать бюджет.
Универсальных советов для составления маршрута, конечно, нет. Мы использовали Microsoft AutoRoute 2006 – картографический программный пакет с большим набором карт, маршрутов, дорожных развязок, достопримечательностей и указаний для водителя. При прокладке маршрута старались не делать перегонов между городами больше пяти часов, чтобы не особо утомлять себя дорогой, а также иметь возможность посмотреть на европейскую жизнь маленьких городов.
С собой было решено взять КПК (PDA) с установленной программой-навигатором TomTom 5, Bluetooth GPS и ноутбук с Autoroute. Паром Паромом мы заинтересовались заранее и просчитали весь маршрут согласно расписанию. За билетами сначала обратились в paromy.ru, но остались недовольны их работой. Еще по прошлому году мы знали, что в беседе по телефону операторы сильно занижают цену. Поэтому даже не удивились, когда на конкретный запрос «Нас интересует двухместное размещение в каюте без окна плюс провоз автомобиля», нам предложили «студенческий» вариант в четырехместной каюте. Пришлось поступить хитрее: чтобы узнать реальную цену, мы, указав все данные, бесплатно забронировали номер по телефону, а позднее отказались от брони. Несмотря на то что цены у них в Паромном центре (в Яндексе) примерно соответствуют ценам конкурентов, оказалось, что оплату, которая указана в евро, здесь берут только в рублях, причем добавляют к сумме еще 1%. Операторы сказали, что это их комиссия, а про то, что они получают комиссионные еще и от паромной компании, в данном случае «Таллинк», скромно умолчали, хотя это основной их доход.
В результате мы нашли более дружелюбную компанию E&S, не бравшую дополнительных процентов. Здесь очень внимательно отнеслись к нашей проблеме, которая заключалась в том, что за полтора месяца до отправления нужной нам каюты на желаемую дату уже не было в наличии. Все было забронировано. В итоге мы подобрали подходящую каюту на пароме, отправлявшемся днем позже, но договорились с агентами, что они будут периодически отсматривать листинг и перебронируют каюту на нужную дату, если кто-то снимет бронь. Уже на следующий день нам перезвонили и сообщили, что нам повезло и мы отправимся в путешествие как планировали. Паром туда и обратно на двоих в каюте без окон, провоз легковой машины и топливные сборы обошлись в 1010 евро. Кстати, все манипуляции с бронью оказались бесплатными. Эта услуга становится платной менее чем за 30 дней до отправления – 60 евро за каждую операцию.
Бронь в отелях Забронировать отели через Интернет на всем протяжении маршрута было нетрудно, проблематичнее было успеть вовремя в каждую забронированную гостиницу, ведь любая задержка или изменение маршрута могли кардинально поменять наши планы. В результате мы решили ничего не бронировать и искать гостиницу по прибытии в очередной населенный пункт. Забегая вперед, скажу, что иногда отель нравился сразу, а иногда приходилось объехать несколько. С настоящей нехваткой гостиниц мы столкнулись в Венеции и Флоренции.
Кстати, выяснилось, что в отелях можно торговаться, например по причине позднего заезда. А если вас больше двух человек, то имеет смысл просить групповую скидку.
Финляндия Говоря о движении по Финляндии, хочу заметить, что все местные едут обычно на 10-15 километров быстрее, чем разрешено, однако, если ты начинаешь их обгонять, они тут же добавят газа и наверстают упущенное. Таким образом, пытаясь ехать наравне с финнами, я иногда разгонялся до 150-160 км/ч, но все равно находились люди, обгонявшие меня. Вероятно, финны хорошо знают расположение радаров, раз не боятся жесткой системы штрафов, которая существует в Финляндии. По ней наказание водителю грозит даже за нарушение скорости на 4 км/ч. Что касается парковки, то найти бесплатный паркинг в центре больших европейских городов очень сложно, но возможно. Есть бесплатные парковки около туристических объектов, однако там можно стоять ограниченное количество времени. Для этого нужно приобрести синие парковочные часы, которые стоят пару евро и продаются во всех газетных киосках и на всех бензоколонках. Мы свои купили в Финляндии и пользовались ими по всей Европе, так как они универсальные. На часах нужно поставить время прибытия и положить под стекло. За отсутствие часиков и превышение времени стоянки штрафуют.
Кстати, по финским правилам парковаться можно только в местах, где это разрешено знаками, то есть даже если запрещающих знаков или разметки нет – паркинг запрещен. Поскольку в Хельсинки мы жили в отеле без паркинга, то оставляли машину в подземном паркинге другой гостиницы. Это не было проблемой и стоило около 12 евро за сутки. Нужно только взять на reception магнитную карточку для прохода в паркинг, поскольку с улицы можно только въехать, а не зайти пешком.
Германия Пробыв 23 часа на пароме, мы прибыли в Германию. Выехав на автобан, я понял, что здесь никто не обращает внимания на знаки, ограничивающие скорость, кроме тех, что стоят в местах ремонта дорог, поскольку там ехать быстрее чем указано попросту опасно. Максимум в Германии удалось разогнаться до 205 км/ч по GPS, а спидометр при этом показывал 225. Стоя в пробке из-за очередной аварии, я познакомился с местным жителем, который перебрался в Германию из Омска. Он подтвердил, что на автобанах на превышение скорости никто не обращает внимания, зато на всех остальных дорогах радаров полным-полно.
В Германии кроме прямых автобанов бывают и горные серпантины. Нашли мы их неподалеку от чешской границы – узкая дорога змейкой вилась по холмам и горам. Двум машинам там было не очень просто разъехаться, поэтому приходилось заезжать правой стороной на обочину, и, конечно, при этом было не разогнаться. Дополнительный адреналин я получил, увидев неспешно переходящего через дорогу оленя. После этого пришлось ехать еще аккуратнее.
Чехия Попав из Германии в Чехию, мы сразу почувствовали последствия социализма – дороги значительно хуже, многие из которых вполне можно сравнить с российскими. Автобан «по-чешски» тоже не порадовал – встречались колеи и ямы. К тому же проезд оказался платный. Для этого нужно было приобрести виньетку примерно за 7 евро на 10 дней. Виньетки продаются на больших бензоколонках, например Agip, ее нужно проштамповать, заполнить и наклеить на стекло – иначе не действует. Наличие виньеток на автобанах проверяют и за отсутствие штрафуют. Ездят чехи весьма аккуратно, почти не нарушают даже скоростной режим. Полиция, прямо как у нас, любит прятаться с радарами в кустах, говорят, что, встречные водители предупреждают о засадах миганием фар, но сами мы такого не видели.
Прага встретила нас активным движением, дождем и прохладной погодой, однако впечатление осталось самое благоприятное. Мы даже пожалели, что виза у нас была всего на пять дней, поскольку три дня для осмотра Праги очень мало. Такой концентрации красот, как в Праге, я не видел ни в одном другом городе мира.
За несколько месяцев до поездки я начитался рассказов о том, как дешево можно снимать апартаменты в самом центре Праги. Действительность оказалась несколько другой. Все интересные предложения, выставленные в сети, были заняты (несмотря на то, что я начал поиски за полтора месяца, и ездили мы не в самый пиковый сезон), однако агентства тут же предлагали отличные варианты, но уже по совсем другой цене. После долгой переписки с несколькими агентами я нашел хорошие просторные апартаменты в самом центре примерно за 200-270 евро в сутки, а похожие, но расположенные ближе к окраине, стоили уже 100-120 евро в сутки. Наверное, это неплохие предложения для компаний из четырех человек, но нас было только двое. В результате мы поселились в отеле в пяти минутах ходьбы от Старомесской площади всего по 70 евро в сутки за комнату с завтраком, но без паркинга. Австрия Для проезда по автобанам и шоссе в Австрии также нужна была виньетка. Мы купили ее на заправке за 7,6 евро на 10 дней. Как и в Чехии, виньетка не действует, если ее не приклеить на лобовое стекло. Один из наших знакомых рассказал, что однажды его оштрафовали в Австрии за отсутствие виньетки на 300 евро. Причем штраф полицейские берут только наличными, поэтому нарушителю пришлось срочно искать ближайший банкомат, в то время как дорожный патруль сторожил его машину. Помимо платных автобанов и шоссе, на перевалах и в тоннелях нередко берут дополнительную плату за проезд. Например, когда мы ехали из итальянского Тренто в австрийский Инсбрук, то на перевале с нас взяли 8 евро – больше чем стоила виньетка!
Кстати, полицейских с радаром на автобане мы впервые увидели именно в Австрии недалеко от места ремонта дороги, где было ограничение скорости. Они сидели в кустах за поворотом, прямо как в России. Италия В Италии почти все автострады платные, бесплатный отрезок мы видели только по дороге между Сан-Ремо и Инсбруком, но знающие люди утверждают, что именно на юге Италии бесплатных автострад много. Платить за проезд нужно на выезде с автострады, и цена зависит от километража и местности, по которой проходит дорога. Например, в горах Лигурии, где строить и ремонтировать дорогу сложнее, проезд стоит дороже, чем, скажем, на равнинах в Пьемонте. Отдельно стоит отметить итальянские дорожные указатели, разобраться в которых крайне сложно. Мы много раз проезжали мимо нужных поворотов и съездов, несмотря на указатели и GPS. Подозреваю, что это не случайно, поскольку каждый «промах» на автостраде стоит пару лишних евро. В Италию мы поехали в первую очередь ради пляжного отдыха, поэтому сразу направились в курортный город Римини – большой туристический «муравейник». Нас впечатлило, что все улицы этого города вдоль побережья были буквально «усыпаны» отелями. Их оказалось такое количество, что, приехав в разгар отпускного сезона, мы придирчиво выбирали отель получше – везде было полно свободных мест по достаточно низким ценам. Думаю, что бронировать отель заранее или покупать тур в агентстве нет смысла. За 30 минут мы обошли восемь отелей и выбрали в результате лучший – четыре звезды, на первой линии, с видом на море и всего за 85 евро за ночь. Трехзвездные отели на второй линии стоили от 46 евро за ночь. Во всех отелях стоит заранее убедиться, что в называемую цену включены налоги. Это касается почти всех европейских стран.
Итак, мы выбрали неплохой отель и, поскольку было уже довольно темно, почти сразу легли спать в предвкушении пляжного отдыха на знаменитом средиземноморском курорте. Но с утра нас постигло разочарование. Меня, конечно, предупреждали, что в Римини много туристов и не очень чистые пляжи, но то, что мы увидели, было хуже, чем Сочи после шторма: водоросли, грязная пена, окурки, банки и т.д. Поэтому мы решили сразу поехать в следующую точку нашего маршрута – Пескару. Где-то на половине дороги, увидев чудесное побережье, свернули наобум в городок под названием Чивитанова. Он оказался небольшим и очень уютным. Вдоль побережья было около десяти отелей. Убедившись, что пляж в порядке, отправились искать отель. Первый, куда мы зашли, был дороговат, но второй – трехзвездный Pamir – нам сразу понравился. Комната была с огромным балконом и отличным видом на море и марину (стоянку для яхт). Все трое суток, пока мы наслаждались пляжным отдыхом, наша машина простояла прямо под знаком «остановка запрещена» и с ней ничего не случилось – ни штрафных квитанций, ни эвакуаторов. Однако поставить машину именно под этот знак нам посоветовал служащий гостиницы, где мы остановились.
Мы провели несколько удивительных дней в Италии, и на этой радостной ноте наше путешествие практически подошло к концу. Домой мы возвращались через Австрию, Германию, потом снова на пароме до Финляндии и затем в Петербург. Мы проехали около 18 тыс. километров, а путешествие в целом обошлось примерно в 4 тыс. евро. На бензин ушло около 600 евро, на питание – около 750, на проживание – около 960 евро, платные дороги и парковка – около 240 евро, паром (как было сказано выше) – более 1000 евро, остальное – визы, страховки, музеи, наземный транспорт и т.п.
Бензин Что касается бензина, то средние цены за литр во время нашего путешествия (начало лета 2006 года) были такими: Финляндия – 1,33 евро, Германия – 1,363, Чехия – 1,085, Австрия – 1,224, Италия – 1,363. При этом хочу поделиться наблюдениями: например, в Австрии недалеко от чешской границы бензин стоит по-чешски, но в той же Австрии на границе с Италией он стоит уже по-итальянски. В Италии на границе с Францией его цена такая же, как и во Франции, а это самая высокая стоимость по Европе – 1,4 за литр и т. д. Легко прогнозировать, где будет дешевле, если совсем немного подумать. Как правило, на больших колонках типа Agip, Shell или BP бензин немного дороже, но там точно будет и кафе, и туалет, и все, что надо автомобилисту. На автобане бензин обычно немного дороже, чем в соседних городках, однако, например, в Италии, в городок просто так не съехать – по причине платных дорог. На автоматических колонках бензин, как и у нас, немного дешевле.