Но, начав действовать в этом направлении – визы через турфирму, профилактика автомобиля, поиск и и покупка карт, прокладка примерного маршрута – мы уже не могли (и не захотели) остановиться.
Итак, старт в пятницу 14-го августа 1998 года в 6 часов 20 минут из Черкизова. До чего же приятно ехать по утренней Москве в будни – воздух чистый, машин мало, освещение сказочное!
Выехали на Калужское шоссе, курс на Брянск. Уже после 50-го километра вдоль шоссе народ продаёт рыжики вёдрами.
Примерно в 13.30 мы на границе с Украиной – Брянская таможня. И началось!
Получаем какой-то талон, затем, мужик с дозиметром – радиационный контроль (Чернобыль рядом!). Надо платить ~$2.
Очередь машин сто; снуют «доброхоты» – за 200 рублей уступят свою очередь или за 500 рублей проводят до «окна» через границу, другие продают наклейки RUS без которых (по их словам) на Украину не пустят, предлагают обменять рубли на гривны, доллары, марки Германии и наоборот: «По лучшему курсу, чем в обменных пунктах!», торгуют домашними пирожками, домашней колбасой, варениками, мороженым, водой, пивом, воблой и т. П. Вдруг проскальзывает сочувственное: «У вас кризис» (а мы ещё ничего не знаем - ведь 14-е августа!)… Всё это начинается метров за пятьсот до КПП и продолжается на «нейтральной полосе» – на шоссе между КПП России и Украины.
Но вот и украинская таможня – выдают талон, на котором нужно получить четыре подписи с печатями (проверка выхлопа, ветеринарный контроль, досмотр автомобиля, паспортная проверка - обязательно наличие вкладыша гражданина России), заполнение таможенной декларации на автомобиль (проверка – не числится ли в угоне), страховка автомобиля («грин-карта» на Украине не признаётся), личная медицинская страховка (страховой полис, оформленный в Москве, не действует на Украине). За всё это и за проезд по приграничной (!) области Украины надо платить, в общем, на двоих получается ~$135.
Наконец, всё позади, а впереди Киев. Идём на приличной скорости, от ГАИ (ДАI – державная автоинспекция), сидящей в засадах с радарами, спасает шофёрская солидарность – два мигания фарами встречными автомобилями означают, что впереди опасность.
Вдоль дороги появляются украинские бабули, торгующие овощами и фруктами, они напрочь не признают ни русских рублей, ни американских долларов – только украинские гривны (патриоты!).
Ночёвка в мотеле на выезде из Киева (67 гривен ~$33), всё прилично – санузел, душ, телевизор, вот только крысы (или мыши?) погрызли нашу колбасу, помещённую между рамами окна (!).
Рынок в городе Стрый (Закарпатье), какое-то ярмарочное веселье в Гоголевском стиле, – купили помидоров, лука, домашнего (якобы!) хлеба в расчёте, что будем сами готовить себе еду в Европе (и ночевать в палатках или в автомобиле), мы ещё не предполагали, насколько развращена Европа в смысле удобств – санузлы, ванные (в крайнем случае, душ), не говоря уже о телефонах и телевизорах! Но, всё-таки, нам пригодились помидоры и лук, и, запасённые ещё в Москве подсолнечное масло, соль и перец, когда мы заночевали в Италии (отель Moderno) – было около 2 часов ночи по местному времени.
Примерно в 21 час по московскому времени после очень живописной дороги-серпантину в Карпатах (не обошлось без штрафа за неостановку перед знаком STOP у ДAI недалеко от границы) подъехали к КПП на венгерской границе (в районе Чоп’а). За проезд по Закарпатской области надо заплатить $11. Вся процедура переезда границы заняла полчаса - штамп в загранпаспорте о выезде из Украины, формальный осмотр багажника украинским и венгерским пограничниками и штамп в паспорте уже на венгерской стороне после моста через Тиссу (искреннее недоумение венгерского пограничника: «А что вам делать во Франции?» в ответ на наш ответ на его вопрос, а куда это мы едем?). Ночная Венгрия какая-то уютная – одинокие пешеходы и велосипедисты по трассе, телеги с сеном на лошадиной тяге. Ближайший ночлег оказался примерно в двух часах езды по вполне приличному шоссе в городе Ниидьхаза (Nirydhaza) – адрес подсказали (на английском) молодые не совсем трезвые ребята в одном из кафе.
Хозяин пансионата, сносно говорящий по-русски, приютил нас за весьма умеренную плату ~$12 - все удобства, автомобиль во дворе.
Утром 16-го выезжаем на Будапешт. Дорога вполне пристойная; все идут почему-то с зажжёнными фарами и «габаритками» (может быть, так надо?), включаем свои огни от греха подальше; цены на бензин уже повыше, чем у нас ~$0.76.
Погуляли по Будапешту, пообедали в кафе (очень благожелательное отношение – даже несколько слов по-русски знают!) и далее на Дьер (Gyor) и Австрию. Немного запутавшись при выезде из Будапешта, спросили какую-то молодёжную кампанию, они долго не могли понять наше произношение - Дьер, (надо: Гьёр! – вот особенность Российских карт!), но когда мы сказали Vienna, то: «О, Аустриа! Вон туда – разворот, поворот направо и прямо! (всё это по-английски)» - мы легко вышли на платную дорогу ~$12 на Австрию.
Граница – 5 минут: штамп на Шенгенской визе, оплата дороги и «катитесь отсюда, некогда с Вами возиться» (это в ответ на наше удивление о более чем беспечной охране границы «Свободного Мира»). И вот – Вена! Отель Adlon (***) ~$117 за шикарный номер – телефон, телевизор, ванная, фен для сушки волос, подземный гараж, обильный шведский стол.
Вечером гуляли по Вене (в частности, по Пратеру). Знаменитые (из литературы) красочные и шумные аттракционы. Утром прогулка по старой Вене, дом, расписанный и украшенный Пикассо, художественная галерея. Много тургрупп (слышалась и русская речь). Чистота, спокойствие, какая-то умиротворённость, гостеприимство – с удовольствием и подробно объясняют дорогу (на английском). Многие старинные здания реставрируются (снаружи).
В 15.00 старт на Италию. Предгорья Альп – виды как на художественных открытках. В 100 километрах от границы с Италией (ещё в Австрии) на автозаправке очень энергичный ни на минуту не умолкающий полицейский оштрафовал нас на $100 за какую-то «виньетку» (может быть та самая пресловутая RUS, которую нам пытались всучить на границе Украины?)– мы ничего не поняли, но заплатили, подавленные его энергией и угрозами из какой-то инструкции на 8-ми языках, в том числе, и на русском, что штраф за это нарушение (какое?) может составить 60000 шиллингов (~$5000!!!). Немного проплутав на выезде из Австрии, в дождь и грозу в темноте пересекаем границу – ни души! (Как же они так могут жить?!).
Ночёвка в мотеле “Moderno” $60 г. Удине (Udine). Адрес мотеля подсказала красивая сеньорита при проезде КПП платной дороги (очень темпераментно ей нас рекомендовал здоровенный итальянец; сказав нам, что по-английски ничего не понимает, заорал через всё неузкое шоссе своей подруге на КПП нечто вроде: «Вон к тебе идёт инглезе, поговори с ним, но не позволяй себе никаких вольностей, ха-ха-ха, а то плохо тебе будет, ха-ха-ха!»).
Старт на Венецию по автостраде (автобан) в 12.30 и в 15.20 мы ставим машину на 10-й этаж гаража, с крыши которого открывается совершенно сказочный вид на этот древний город купцов, дожей, Отелло, Казановы… Тут же бронирование гостиницы ~$24 (40000 лир) “Villa Rosa” (*) ~$82 (140000 лир/сутки с весьма скудным завтраком).
В гараже, услышав русскую речь, подошёл мужчина и сказал, что в Москве кризис, что он сам москвич, подробностей не знает. Вечером, позвонив из отеля домой, я узнал, что доллар равен 9-ти рублям (был – 5,80), но, якобы, он понизится до 7-ми рублей (если бы так!)…
О Венеции столько написано, поставлено фильмов и видеоклипов, что кажется невозможным сказать что-то новое!
Попробую. Гондолы, оказывается, из алюминия (сам видел под ободранным местами чёрным лаком), гондольеры не поют серенад и одеты по-разному: от традиционного наряда - куртка, красный кушак, шляпа с лентами, до современного – тельняшка, брюки и без шляпы (аренда гондолы $100). Поразительная тишина – странное ощущение при многоголосном говоре, даже криках, пока не осознаёшь, что нет ни одного автомобиля! Все встреченные нами кошки обычной дворняжьей расцветки поражают своими размерами – в 3-4 раза крупнее наших! Особая венецианская порода? В магазине на моё изумлённое “Oh! Big cat!” Продавец немного подумав важно произнёс: “Grande!”. Заметная обветшалость домов, хотя об этом много пишут, но всё равно, это производит какое-то щемящее впечатление, и, при этом, совершенная гармоничность всего вокруг, даже бесчисленные туристы естественно вплетаются в эту гармонию! Но! Железнодорожный вокзал буквально вонзается в старину совершенно неуместным современным видом (по огромной эстакаде через море проходят 6 ж/д путей и 4-х полосное шоссе). И, наконец, очень несправедливый обмен долларов на лиры – обменные пункты берут 10% (!) комиссионных и, в результате, при официальном курсе $1=1744-1790L получается по 1500-1560L за доллар.
Традиционные монетки в Большой канал (Grande canale) и мы с сожалением покидаем эту сказку. Впереди Генуя (Genova) и не менее сказочная Ривьера. Господи! – какие названия мелькают на нашем пути: Падуя (Padova), Верона (Verona), Кремона (Cremona), Пьяченца (Piacenza). Они знакомы с детства по сказкам, книгам, пьесам Шекспира, песням… Снова горы, теперь уже – Аппенины. Одно плохо: когда идёшь по автостраде (автобану) пейзаж не очень виден – ограда (местами очень высокая) справа и слева, да и скорость противопоказана внимательному разглядыванию, но всё равно – очень красиво, неправдоподобно красиво!
Генуя несколько разочаровала наши пресыщенные взоры, впрочем, мы её проскочили насквозь, остановившись на час на берегу моря (Средиземного!) пообедать. А всё-таки, где же Колумб, генуэзские купцы, генуэзские пираты?!
Наконец-то мы покинули автостраду и поехали по простому шоссе, проходящему по берегу моря, ненадолго удаляясь от него в горы, расположенные тут же, ныряя в тоннели. Шоссе проходит через все приморские городки Ривьеры, вереницей расположенные по побережью – кончается один, начинается следующий; скорость постоянно ограничена 45-50 км/час – отвыкли так ехать, ведь по автострадам (автобанам) мы шли 150-170 км/час. Да и шоссе-то скорее похоже на набережную – декорадивная ограда и пальмы слева, кафе и отели справа. Кстати об отелях, ни одного свободного места – “COMPLETE”, ещё бы: сезон и к тому же всемирно известные курорты!
Так доползли до Сан-Ремо (опять мурашки по коже - не может быть! Это не со мной!). Время – полночь по московскому времени – 22 часа по местному, мягкая, какая-то бархатная ночь. Последняя попытка найти ночлег – безрезультатно (один из портье: “Сан-Ремо!!!”). Это мы и без него знаем; выпили кофе в небольшом уютном заведении (явно местные мужчины пролетарского вида играют в карты, накурено, но не очень шумно) и поехали дальше. Естественно (уже), что не заметили границ Монако и Франции и остановились переночевать в машине на площадке отдыха при бензозаправке, где скопилось ещё два десятка таких же как мы бездомных. Рано утром (спать в машине неудобно – избаловала нас заграница!), выпив на заправке кофе за 10 франков/стакан, поехали дальше на запад. При двух пустых попытках снять номер в отелях, проскочили Ниццу (Nice) и въехали в Канны (Cannes), где терпение окончательно лопнуло: «Сначала надо искупаться в Средиземном (!) море, а потом уже искать пристанище!». Так и поступили – припарковав машину на бульваре Круазетт (!!!) (Croisette), купались, валялись на песке, любовались чистейшим морем и всякими неправдоподобными видами до полудня, а, затем, отъехав от побережья километров десять вглубь «материка» (проехали Cannet) по дороге на Грасс (Grasse), спокойно нашли беззвёздочный пансионат с парковкой и сняли номер (195FF/сутки ~$33 с общими «удобствами» на лестничной площадке).
И дорвались до моря и солнца! Впрочем, не мы одни. На этих пляжах (диких?) много народу, явно приехавшего на “week-end” – дело было 21-22-23 августа в пятницу, субботу и воскресенье. Ночуют в автомобилях на стоянках (бесплатных!) и прямо на пляже. На пляжах можно арендовать лежаки и зонтики от солнца, мячи и всякие надувные игрушки, покататься на водных лыжах и парапланах, купить рядом на набережной мороженое и горячую пищу. Есть душ с пресной водой (бесплатно) – в общем «Всё для человека, всё для блага человека (Л. И. Брежнев)»…
Но зуд странствий не даёт расслабиться – пора ехать дальше. Теперь – Гренобль (Grenoble). Старт 24-го августа в 10.12, сквозь Альпы, финиш – 17.15 Hotel (**) Paris-Nice Grenoble. - 290ff ~$48 c подземным гаражом. Портье дал план города, пошли глазеть. Гренобль - спокойный несколько сонный город, мало автомобилей, два-три приличного вида нищих, прямо-таки наш российский небольшой «колхозный» рынок под навесом рядом с музеем Стендаля и церковью St.Andre, тут же на площади кафе под названием “Tribunale” (!!!). Очень непривычные пейзажи: в каждом переулке видны горы с лежащими на склонах и вершинах облаками. Фуникулёр из пяти прозрачных шаров за 34ff везёт желающих через реку Изер (Izer) и высоко на гору в старинную (ещё древнеримскую!) крепость. Сохранилось средневековое название крепости - «Бастилия», теперь в этих казематах хранят стройматериалы (идёт строительство автодороги от набережной Изера). Старинные соборы – кафедральный Notre-Dame и St.Andre и неожиданно ультрамодернистское строение церкви St.Jean.
В 15.45 выезжаем из Гренобля через Лион (Lion), Безансон (Besancon), Мюлуз (Mulhouse) на Страсбург (Strasbourg) – какие названия! – музыка!
Финиш в 0.30 26-го августа в Hotel Eden (**)NN – 325ff ~$54 с гаражом во дворе в Страсбурге. С утра – гулять. Часть старого города называется Petit France (Маленькая Франция). Великолепная старая архитектура (это любят показывать в видеофильмах), искусственные каналы, потрясающей красоты кафедральный собор (готика), пары ломовых лошадей-тяжеловозов развозят какие-то грузы по кафе и магазинчикам, множество туристов... Над старым дворцом развевается флаг Евросоюза - на синем фоне по окружности 12 белых пятиконечных звёзд по числу стран этого союза. Это здесь международный суд по правам человека? Теперь мы дорогу знаем!
Но – впереди Берлин. Граница, как всегда, безалаберно открыта. Едем по автобану – о немецких дорогах давно уже всё сказано, и, всё-таки, не могу не сравнить с аналогичными дорогами Австрии, Италии и Франции. Качество покрытия и обустройства автострад во всех этих странах такое же превосходное, как и в Германии, но в Италии информация на дорожных указателях бывает недостаточна, во Франции – нередко противоречива и даже ошибочна (!), к тому же стоимость проезда довольно высокая. В Германии дорожные указатели безукоризненны, многократное дублирование практически исключает возможность принятия неправильного решения водителем на большой скорости из-за невнимания или усталости. И все автобаны бесплатны! (Бензин 95-й зелёный стоит везде в Европе ~$0.95-$1.10 за литр).
Берлин мы видели мало - гуляли всего по трём улицам почти в центре западной части города, но впечатление очень приятное, даже какое-то радостное, несмотря на холодную ненастную погоду. Спокойные приветливые лица; если идёт ремонт тротуара или проезжей части – каждое дерево обнесено дощатым заборчиком, довольно большие пруды с лебедями. Прохожие легко переходят на английский язык (в отличие от французов и итальянцев), в банке при обмене валюты – курс официальный, комиссионных нет. Хозяйка отеля Funkturm (**) 140DM ~$80 весёлая очень подвижная уже немолодая полная женщина лихо изъясняется на немецко-английско-русской смеси языков (успешно преодолела по-русски с моей подачи слово «девятнадцать» - номер нашей комнаты). В общем, с Берлином расстаёмся с сожалением, тем более, что впереди «наши» – Польша.
Польская граница в районе Франкфурта-на-Одере. Кажется Swiecko. Естественно, очередь, хорошо, что всего на полчаса. Слупили 16DM (за что?). Дорога очень плохая, колеи от тяжёлых грузовиков, выбоины, заплатки. Правда, идут дорожные работы – со временем эта трасса станет вполне пристойной. Перед Познанью пробка – шлагбаум перед ж/д переездом, и тут же попытка рэкета: три крепких подростка за $20 готовы провести вас без очереди, после нашего отказа последовательно снизили цену до $10, $5 и $2. В это время маленький мальчик без нашей просьбы протёр лобовое стекло и, получив монетку в 50 грошей, настойчиво и возмущённо потребовал ещё 50 (польские деньги у нас появились после автозаправки, где нам разменяли DM по очень несправедливому курсу). Во время всей этой суеты колонна автомашин сдвинулась с места, и мы проехали под шлагбаумом (вся задержка составила 15 минут! А ведь некоторые действительно заплатили $20 – мы видели!).
Въехали в Варшаву в 16.30 и остановились в Hotel Jan III Sobieski (****), кажется, это один из польских королей. Цена $106 с великолепным и обильным шведским столом (но без ванны!) + 50 zl подземный охраняемый гараж. В Варшаве нет пунктов обмена валюты, кроме карточных, по крайней мере, мне не встретилось.
В качестве примечания: сразу после польско-германской границы обменные пункты встречались на каждом километре в самых непритязательных помещениях, даже сараях, на протяжении примерно 100 км, а затем – тишина. В отеле взяли предоплату в долларах, а сдачу вернули в злотых. Так как мы собирались утром на следующий день покинуть Польшу, то решили обменять злотые на доллары. Оказалось – целая эпопея! Не всякий банк это делает. Нашёл банк; технология следующая: в одном окошке получаешь № очереди для другого окошка (где собственно и обменивают деньги). Тщательная сверка с паспортом и занесение всех анкетных данных в компьютер. Очередь идёт медленно и всё это на фоне шикарного интерьера с кожаными креслами и диванами, светящимися табло с №№ очередей. Все понимают русский язык, но никто в ответ ни слова не произнёс по-русски. Конечно, я субъективен, но, на мой взгляд, Польша выглядит убого с жалкими потугами на европейскость. Это проявляется во множестве мелочей – от неряшливо выполненной рекламы на якобы английском языке до, наоборот, красивых и толковых плакатов за которыми совершенно унылое содержание (например, закусочные или кафе у дороги с запертыми на специальный ключ у хозяйки туалетами), шикарные особняки «новых поляков», но сооружённые у самой автотрассы, обшарпанные «хрущобы» и великолепные здания банков и отелей из тонированного стекла. Трасса А2 (Е30) проходит сквозь все населённые пункты – ни одной объездной дороги! – хотя на европейской карте она обозначена как high-way. Неулыбчивые лица, общая неприветливость. Может быть, это впечатление по контрасту с Европой? Но, например, Венгрия с достоинством несёт свою опрятную бедность, Белоруссия – скромна и спокойна, Украина – весела и бесшабашна! В общем, в России жить лучше, чем в Польше! Поверьте!
В 12.15 29-го августа граница с Белоруссией – Terespol – без проблем, очередь (и довольно большая) у перегонщиков автомобилей second-hand. На белорусской стороне $25 экологический сбор и $2 платная дорога. Шоссе очень хорошее – идём 160-170 км/час. В Белоруссии на заправках уже месяц нет бензина – только дизтопливо, купили канистру втридорога у спекулянтов, так и добрались до Смоленска.
В 19.45 – Российская граница. Выезд без досмотра и задержки. На нашей стороне транспортный контроль (таможня?) – без всякого досмотра, только удивление милиционеров: как это вы, ребята на «копейке» (ВАЗ-2101) доехали из Германии?! (мы уж не стали их травмировать сообщением, что проехали пол-Европы!). Ну а дальше – всё знакомо! В 01.40 уже 30-го августа – финиш в Москве в Черкизове. Европа осталась красочным нереальным сном…
Эпилог За 16 суток пройдено ~8000 км (есть расхождения между счётчиком, картами и дорожными указателями). Страны: Украина, Венгрия, Австрия, Италия, Монако, Франция, Германия, Польша, Белоруссия. Израсходовано ~$3200.